МБДОУ "Зеледеевский детский сад "Сказка"
Права ребенка (общее родительское собрание)
(Общееродительское собрание)
Из завещания великого чувашскогоПросветителя И.Я. Яковлеваг. Симбирск4 августа 1921 год.
Уважаемыеродители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудитьочень важную и актуальную проблему,связанную с защитой прав и достоинствмаленького ребенка, а также рассмотретьправа и обязанности родителей поотношению к ребенку. Поскольку ребеноквоспитывается в семье, сразу вопрос:Чтотакое семья?(высказывания родителей) «Семья – группа живущих вместеродственников; объединение людей,сплоченных общими интересами» (Толковыйсловарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова).Ценность семьи как важнейшегоинститута воспитания и социализациидетей никогда не вызывала сомнений.То, что несет в себе семья, невозможнозаменить ничем. Истинные духовныеценности человека возможно сохранитьтолько в семье, а передать их – толькочерез детей. Дошкольное детство – уникальныйпериод в жизни человека, в процессекоторого формируется здоровье иосуществляется развитие личности. Втоже время это период, в течение которогоребенок находится в полной зависимостиот окружающих его взрослых – родителейи педагогов. Здоровье детей и ихполноценное развитие во многомопределяется эффективностью по защитеих прав. В Российской Федерации на начало2001 года проживало 32,8 млн. детей, чтосоставляло почти четверть населениястраны. Наше будущее и будущее Россиизависит от того, какое воспитание,образование и развитие получат нашидети, как они будут подготовлены к жизнив нашем быстроменяющимся мире. Жизнеобеспечениедетей и защита детства относится кприоритетным стратегическим задачамэкономической и социальной политикегосударства, решению которых в последнеевремя постоянно уделяется внимание. Ребенок приходит в наш мир беспомощными беззащитным. Его жизнь, здоровье ибудущее целиком зависит от родителейи от взрослых, его окружающих, от мирана Земле, от экологического состоянияпланеты. Ребенок верит в любовь и доброеотношение взрослых к нему и в своюочередь рассчитывает на их любовь изащиту. В 1989 году Генеральная Ассамблея ООНпривяла Конвенцию о правах ребенка.Она состоит из 54 статей, которыераскрывают права каждого человека отрождения до 18 лет на выживание, развитие,защиту от эксплуатации и насилия идругих форм злоупотребления. Конституция РФ закрепила положениео том, что детство находится под защитойгосударства, утвердила основные гарантиижизнеобеспечения детей, включая охрануздоровья, возможность полученияобразования, право на жилье, социальноеобеспечение и т.д. Таким образом,Конституция РФ признает и гарантируетправа и свободы человека согласнообщепризнанным принципам и нормаммеждународного права. Семейный кодекс РФ ст. 63 предусматривает,что родители не вправе причинять вредфизическому и психическому здоровьюдетей, их нравственному развитию.Способы воспитания должны исключатьпренебрежительное, жестокое, грубое,унижающее человеческое достоинствообращение, их оскорбление или эксплуатацию. Важно, чтобы дети росли в атмосфереуважения и не страдали от негативныхпоследствий. В слабых руках малышей –наше с вами будущее, наш завтрашнийдень. Многие родители при негативномповедении ребенка используют телесныенаказания, угрозы, запугивание, проявляютчрезмерную строгость. При этом они непридают значения переживаниям детей.Они не понимают, что их дети нуждаютсяв защите и любви со стороны всех членовсемьи, что уверенность в себе и своивозможности, целостные ориентиры и мировоззрение у детей формируется,прежде всего, в семье. Следует помнить, что можно выражатьнедовольство отдельными действиямиребенка, но не ребенком в целом. Причем недовольство действиями ребенка недолжно быть систематическим, иначе оноперерастет в неприятие его. Жесткое обращение с детьми влияетна их дальнейшую жизнь, меняет психику,они иначе воспринимают окружающую ихдействительность, иначе думают, иначеведут себя. Недаром врачи-психиатры считают,что чаще всего их пациентами становятсялюди, пережившие хронический недостатоклюбви. Мы недооцениваем роль детскихпереживаний. Обследование большойгруппы лиц, осужденных за тяжелыепреступления, сотрудниками ВНИИ МВДпоказало, что 80-85% преступников не имелиэмоциональных контактов, т.е. нормальныхтеплых отношений со своими родителямив детстве.Можно ли это считать нарушениемправ ребенка? (мини-анкета дляродителей) Лишение свободы движения. Уход родителя из дома на несколькочасов и оставление ребенка одного(ст.156 Уголовного Кодекса РФ запираниена длительное время квалифицируетсякак неисполнение обязанностей повоспитанию несовершеннолетнего. Применение физического насилия кребенку. Унижение достоинства ребенка – грубыезамечания, высказывания в адрес ребенка– воспитывает в ребенке озлобленность,неуверенность в себе, комплекснеполноценности, занижение самооценки,замкнутость, трусость, садизм. Угрозы в адрес ребенка. Ложь и невыполнение взрослыми своихобещаний. Отсутствие элементарной заботы оребенке, пренебрежение его нуждам. Отсутствие нормального питания, одежды,жилья, образования, медицинской помощи. Отсутствие должного внимания и заботы,любви. Если раньше система общественноговоспитания фактически снимала с семьиответственность за воспитание ребенкаи родители целиком полагались на детскийсад и школу, то в настоящее время согласноСемейному кодексу РФ в статье 63оговариваются права и обязанностиродителей по воспитанию и образованиюдетей, подчеркивается ответственностьза воспитание, здоровье, физическое,психическое, духовное и нравственноеразвитие ребенка. Защита прав и интересов детей возлагается на родителей, но она недолжна осуществляться в противоречиис интересами ребенка. Обеспечениеинтересов детей является предметомосновной заботы родителей. Таким образом, Семейный кодексзакрепил общепризнанные принципы инормы международного права: «праворебенка на жизнь и воспитание в семье,на защиту, на возможность свободновыражать свое мнение» и т.д. В 90-е годы 20 века состояние здоровьядетей характеризовалось проявлениемнеблагоприятных тенденций по рядупозиций (рост болезней, связанных снарушением структуры питания, социальнообусловленных заболеваний, распространениесреди несовершеннолетних наркомании,алкоголизма, токсикомании, инфекции,передаваемых половым путем, туберкулеза,хронических соматических заболеваний).Анализ сложившейся ситуации показал,что здоровье детей находится в критическомсостоянии. Однако в дошкольном детствепрофилактика и работа по сохранению иукреплению здоровья особенно эффективна,дает положительную динамику и хорошиерезультаты, которые достигаются присистематическом закаливании ребенка. Что такое закаливание?(высказываются родители) Закаливание – это система мероприятий,которая направлена на повышениеустойчивости механизмов защиты иприспособления организма ко многимфакторам окружающей среды (изменениетемпературы, атмосферное давление,магнитные бури и т.д.). а закаленныйребенок – это тот, кто достаточноустойчиво переносит все изменения вовнешней среде. Поэтому закаливаниеребенка должно стать образом жизникаждой семьи. Нельзя закаливать ребенкараз и навсегда, нельзя придумать таблеткуили заварить траву, которая решит всепроблемы. Значит, надо закаливатьпостоянно. Конвенция о правах ребенкапровозглашает право ребенка «на охрануздоровья, пользование наиболеесовершенными услугами системыздравоохранения и средствами леченияболезней и восстановления» (ст.24). Мы должны помнить, что наше здоровьелишь на 20% зависит от экологии и на 50%-- от образа жизни. Для чего мы завели ребенка?(высказывания родителей) Малыши ни в чем не виноват переднами. Ни в том, что появился на свет, нив том, что создал вам дополнительныетрудности. Однако Ваш ребенок – не Вашасобственность, а самостоятельныйчеловек. Собственное отношение родителейк своему ребенку приводит к тирании.Раз у Вас есть ребенок, то это накладываетна Вас ответственность за его развитие,воспитание и обучение. Нет времени –не должно звучать из уст родителей.Воспитывает все, каждая свободнаяминутка, которую мы должны находить,несмотря на нашу занятость. «Умел дитяродить, умей и научить», -- гласит народнаяпословица. Мать – это самое дорогое и родное,что есть у ребенка. Далеко идущиепоследствия для умственного развитияребенка и формирования его личностиимеет лишение его материнской любви враннем детстве. Любовь и забота матери– источник развития ребенка. Прямоеподтверждение этому быстрое физическое,психическое и умственное развитиеафриканских детей по сравнению севропейскими детьми в первые два годажизни. Объясняется это их особойблизостью с матерью, которая повсюдуносит ребенка с собой в мешке и кормитгрудью до двух лет. После двух летконтакты обрываются и как следствие –отставание в развитии от европейскихдетей в последующие годы ( Р.Заззо«Психическое развитие ребенка и влияниесреды». «Вопросы психологии №2 за 1967год ). Отец и мать – самые близкие исамые убедительные «образы», по которымрастущий человек проверяет и строитсвое поведение. «Люди, воспитанные без родительской любви, часто искалеченные люди, » -- таксчитал А.С. Макаренко. «Любить детей, -- писал А.М. Горький,-- это и курица умеет. А вот уметь воспитатьих – это великое государственное дело,требующее таланта, широкого знанияжизни». В семье ребенок должен постоянновидеть, что его любят и о нем заботятся.Как это сделать? (высказыванияродителей) А знает ли ребенок, что значитего имя? Почему его так назвали? Скажите, сколько вариантов своегоимени знает ребенок, употребляете лиВы их в общении с ними? А вот что говорят сами дети?(высказывания детей) Да, нам необходимо чаще ласково инежно разговаривать с ребенком, осыпатьего ласковыми и заботливыми прозвищами,не забывая при этом обращаться к нимпо имени. Пусть в семье малыш хоть досвадьбы остается «котиком» или«лапушкой», но он твердо должен знать,что у него есть «взрослое» красивоеимя. Важно, чтобы ребенок сам принял иполюбил свое имя, чтобы получалудовольствие от его звучания. Имя – своеобразный жизненный код,как бы дополняющий информацию,передающуюся в ДНК. В этот код родителивкладывают свое послание новорожденному,свои добрые пожелания новому жителюпланеты. И затем на протяжении жизниимя всегда играет определенную и весьмавесомую роль. Родителям также не следует скупитьсяна тактильный контакт: погладить поголове, обнять, прижать малыша к себе. Сколько раз в день Вы обнимаетесвоего ребенка? Известный терапевт Вирджиния Сатиррекомендовала обнимать ребенка несколькораз в день. При этом говорила, что 4объятия совершенно необходимы каждомудля выживания, а для хорошего самочувствиянужны не менее 8 объятий в день. И междупрочим, не только ребенку, но и взрослому. Если Вы заняты и в данный моментне можете пообщаться с ребенком, какследует поступить? (высказыванияродителей) Лучше всего доброжелательно сказатьребенку: «Извини, я сейчас очень занятаи не могу этого сделать, я стираю» ит.д. Следует внимательно относиться кдетским вопросам, просьбам и жалобам,не отмахиваться от них, уметь успокоить,помочь ребенку решать его проблему. Важно помнить, что ни в коем случаенельзя говорить ребенку, что его нелюбят. Если ребенок совершил плохойпоступок, как следует поговорить с ним?(Ты поступил плохо. Но мы тебя любим инадеемся, что ты сам поймешь, что этоплохо, и не будешь так поступать.) Однако нельзя накапливать в ребенкеотрицательные эмоциональные впечатления.Мы должны быть терпимы к действиям и поступкам малышей, при этом следуетпомнить, что дети имеют право на ошибку.Наша задача – отмечать и поддерживатьлюбые успехи ребенка, уважать егоинтересы, предоставляя ему право выбора.Нельзя выдавать детские тайны, неследует подшучивать над ребенком, когдаему плохо, а также в присутствии взрослыхи детей обсуждать его поведение. Часто во многих капризах и шалостяхмалыша мы повинны сами, потому чтововремя не поняли его. Пожалели своисилы и время. Стали требовать от ребенкато, что он попросту не может нам дать –в силу особенностей своего возраста ихарактера. Ребенок не слушается, неуправляем.Причина не в ребенке, а в педагогическойбеспомощности взрослых. Для себя мы должны определиться:каким мы хотим вырастить своего ребенка?Кто из Вас хотел бы видеть ребенка злыми жестоким? (высказывания родителей) Вот поэтому надо категорическизапретить детям бить и обижать другихдетей, животных, насекомых, безумнорвать траву и цветы, ломать деревья икустарники. Не следует покупать, давать в игруи приносить в детский сад всевозможныхчудовищ, пистолеты. Эти игры негативновлияют на психику ребенка, вызываютагрессию. При играх с пистолетами (лучшеесли есть дети будут играть в солдат,а не в грабителей и разбойников) учитьих не целиться в человека. А лучшепредлагать детям развивающие игрушки,игрушки-персонажи наших добрых сказок,играть с ними в сюжетные игры… Выставить перед родителями игрушки(человек-паук, Бэтман, Каркуша, Калсон)и предложить высказаться, какие игрушкикакие чувства вызывают у них и в какиеигры с ними возможно поиграть? Призываем Вас изъять те игрушки,которые способствуют развитию в ребенкежестокости и агрессивности. Не давать детям возможность смотретьфильмы-ужасы, убийства, безобразныеамериканские мультфильмы. Лучшеиспользовать наши диафильмы и мультфильмы,добрые детские книги и игрушки. Особеннохороши герои передачи «Спокойной ночи,малыши» -- Степашка, Филя. Часто взрослые недооцениваютроль игры, увлекаясь различными формамиобучения, тем самым осуществляянедопустимую искусственную акселерациюразвития ребенка, его «овзросление». Однако значение игры в жизни ребенкавелико. Недаром Организация ОбъединенныхНаций в Декларации прав ребенка и вКонституции о правах ребенка провозгласилаигру неотъемлемым правом ребенка. Вигре он чувствует себя значимым,самостоятельным. В игре он как быпереживает мир взрослых изнутри,наполняя его эмоциями, ролями и сюжетами. Играйте вместе с детьми, и Высделаете их счастливыми! Период дошкольного детства – это время, когда контакты взрослых сребенком достаточно легки и желаннысо стороны ребенка. Со временем, еслитакие контакты не установлены, будеттрудно, подчас и невозможно обрестивзаимопонимание со своим повзрослевшимребенком. Родители должны всегда верить влучшее, что есть в ребенке. Так пусть же наши дети, которыеродились на свет, живут радостно исчастливо! Все доброе, хорошее человек черпаетиз природы. У природы мы с Вами можеммногому научиться. Она наш главныйучитель, она наш главный помощник ввоспитании детей. Желание жить в чистоте,красоте, мире и радости – вот чему мыдолжны учить наших детей. Мир и Счастье нашего общего Домав наших с Вами руках, только все вместемы можем сохранить этот общий Дом длякаждого жителя Земли, для наших детейи внуков. Поэтому мы должны повернутьсялицом к природе, к ее проблемам. Каждыйиз нас должен взять заботу об охране ичистоте нашего общего дома. Из ваших анкет видно, что все согласныс тем, что природу надо беречь и охранять. Ваши предложения, что каждыйиз нас может сделать для охраны природы?(высказывания родителей) Союз охраны птиц России проводитакцию «Накормите птиц. В рамках акциипроводятся конкурсы кормушек,скворечников, конкурс рисунков,аппликации, поделок, конкурс короткогорассказа и т.д. Наш детский сад поддерживаетэту акцию. В течение многих лет нашидети постоянно подкармливают птиц. Мыпризываем и Вас вместе с ребенкомактивно включиться в эту акцию. Кормушкиможно вывесить около дома, на балконе,на окошке. Для этого хорошо использоватьемкости из-под воды (пятилитровыебутыли). Подкармливать, следует семенамиподсолнуха, белым хлебом, зерном,крупами, несоленым салом. Но уж еслиначали подкормку, то кормить надопостоянно. Только практическими делами,а не пустыми разговорами можно воспитатьу ребенка активную жизненную позициюк охране родной природы. Помните, заботао природе есть забота о человеке и егобудущем. Природа ждет Вашей поддержки.Кормите птиц, наблюдайте вместе сребенком за их поведением и повадками,при этом получите не только наслаждениеот общения с родной природой, но ивоспитаете своего ребенка настоящимчеловеком и гражданином. Желаем Вам светлого и ясногонеба, чистой и бодрящей воды, доброгои удачного жизненного пути! Решение общего родительскогособрания
26 марта 2012 в 12:01
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.